Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика – это пассивные или активные движения пальцами рук. Этот метод развития детей может быть представлен несколькими видами: массаж, пальчиковые упражнения с предметами и материалами, детские пальчиковые игры (сопровождение рифмованных текстов движениями).
Пальчиковые игры – общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики у детей.
Как правило, пальчиковые игры сопровождаются рифмованными историями или сказками, чтобы занятие было интересно ребёнку.
Движения в пальчиковых играх сильно варьируются в зависимости от возраста ребёнка. Если в 6-7 месяцев большинство действий производит взрослый, поглаживая ладони и пальцы малыша, то к трём годам ребёнок вполне способен показывать пальцами сложные жесты, самостоятельно рассказывая при этом текст истории.
Польза пальчиковой гимнастики
– Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае.
– Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, а её развитие стимулирует развитие некоторых зон головного мозга, в частности речевых центров.
– Развитие свободных, согласованных, точных, дифференцированных и скоординированных движений пальцев рук позволяет эффективно овладеть рисуночными, лепными, аппликационными умениями, письмом и самообслуживанием (застёгивание пуговиц и т.д.).
– Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению словарного запаса, а если стихотворение не проговаривать, а напевать – то и музыкального слуха.
– Пальчиковая гимнастика позволяет развить чувственную сферу (осязание), что благоприятно сказывается на ознакомлении детей с такими свойствами окружающих объектов, как величина, форма, фактура.
– Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
Также занятия пальчиковыми играми помогают достичь тесного контакта, в том числе и тактильного, между взрослым и ребёнком, что положительно сказывается на дальнейших отношениях между ними и, наконец, такие занятия, как правило, очень нравятся малышам.
Правила, которые необходимо соблюдать в процессе выполнения пальчиковой гимнастики:
- Нагрузка на левую и правую руки ребенка должна быть равномерной;
- Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).
- Обязательно чередуйте три типа движений: сжатие; растяжение; расслабление. Каждое игровое задание и упражнение должно заканчиваться расслабляющими движениями;
- Пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, поэтому должна быть использована ежедневно.
Пальчиковая гимнастика для самых маленьких
Сорока-белобока
Сорока-белобока кашку варила, деток кормила: (взрослый делает круговые движения пальцем на ладошке ребенка)
Этому дала (загибаем мизинчик ребенка)
Этому дала (загибаем безымянный пальчик ребенка)
Этому дала (загибаем средний пальчик ребенка)
Этому дала (загибаем указательный пальчик ребенка)
А этому не дала (держим большой пальчик ребенка)
Ты дров не рубил, воду не носил, печку не топил, кашу не варил — нет тебе кашки!
Этот пальчик
Этот пальчик — дедушка (массируем большой пальчик ребенка);
Этот пальчик — бабушка (массируем указательный пальчик ребенка);
Этот пальчик — папочка (массируем средний пальчик ребенка);
Этот пальчик — мамочка (массируем безымянный пальчик ребенка);
Этот пальчик — я (массируем мизинчик ребенка);
Это вся моя семья! (сжимаем и разжимаем кулачок)
Твоя ладошка
Твоя ладошка — это пруд,
По ней кораблики плывут (медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке малыша, рисуя волну)
Твоя ладошка, как лужок,
А сверху падает снежок (дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки ребенка)
Твоя ладошка, как тетрадь,
В тетради можно рисовать (указательным пальцем «нарисовать» кружек и др.)
Твоя ладошка, как окно,
Его помыть пора давно (потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак)
Твоя ладошка, как дорожка,
А по дорожке ходят кошки (осторожно переступать пальцами по ладошке малыша)
Дом
Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
Мышка
Мышка в норку пробралась, (Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась. (Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит, (Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит! (Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)
Апельсин
Мы делили апельсин. (Рука сжата в кулачок)
Много нас, а он один! (Крутим кулачком вправо-влево)
Эта долька для ежа, (Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для чижа, (Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для утят, (Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для котят, (Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для бобра, (Разгибаем мизинчик)
Ну, а волку - кожура. (Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Он сердит на нас - беда! (Двумя руками показываем волчью пасть)
В домик прячемся - сюда! (Складываем руки домиком)
Шарик
Надуваем быстро шарик. (Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)
Он становится большой. (Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом - шарик надут)
Вдруг шар лопнул,
воздух вышел - (Соприкасаем ладошки друг с другом полностью)
Стал он тонкий и худой! (Смыкаем вместе пальчики)
Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста
Имена для пальчиков
Пять пальцев на руке своей
Называть по имени сумей.
Первый палец — боковой (ребенок держит большой пальчик)
Называется Большой.
Палец второй —
Указчик старательный (ребенок держит указательный пальчик)
Не зря его называют Указательный.
Третий твой палец
Как раз посредине (ребенок держит средний пальчик)
Поэтому Средний дай ему имя.
Палец четвертый зовут Безымянный (ребенок держит безымянный пальчик)
Неторопливый он и упрямый.
Совсем как в семье
Братец младший любимец (ребенок держит мизинец)
По счету он пятый,
Зовется Мизинец.
На прогулку
Пошли пальчики гулять (пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу)
А вторые догонять (ритмичные движения по столу указательных пальцев)
Третьи пальчики бегом (движения средних пальцев в быстром темпе)
А четвертые пешком (медленные движения безымянных пальцев по столу)
Пятый пальчик поскакал (ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами)
И в конце пути упал (стук кулаками по поверхности стола)
Дни недели
В понедельник я стирала (кулачки трём друг о друга),
Пол во вторник подметала (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач (печём «пирожки»),
Весь четверг искала мяч (правую руку подносим ко лбу и делаем «козырёк»),
Чашки в пятницу помыла (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки),
А в субботу торт купила (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев).
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения (машем ладошками к себе).
Сколько птиц?
Сколько птиц к кормушке нашей прилетело? (ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Мы расскажем: (на каждое название птицы загибают по одному пальцу)
Две синицы, воробей
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пёстрых пёрышках.
Всем хватило зёрнышек (опять сжимают и разжимают кулачки).
Замок
На двери висит замок —
Кто его открыть бы смог? (быстрое соединение пальцев в замок)
Потянули… (тянем кисти в стороны)
Покрутили… (волнообразные движения)
Постучали… (пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями)
И открыли! (пальцы расцепились)
Семь сыновей
У Маланьи, у старушки (хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху)
Жили в маленькой избушке (сложить руки углом, показывая «избушку»)
Семь сыновей (показать семь пальцев),
Все без бровей (очертить брови пальцами),
Вот с такими ушами (ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам),
Вот с такими носами (показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом),
Вот с такой головой (очертить большой круг вокруг головы),
Вот с такой бородой (показать руками большую бороду)!
Они не пили и не ели (одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку»)
На Маланью все глядели (держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами)
И все делали вот так… (Дети показывают загаданные действия только при помощи пальцев).
Зима
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, ("крошим хлебушек" всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)