Сайт учителя-логопеда

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов.

Артикуляционная гимнастика – система упражнений для речевых органов, которые производятся ежедневно или несколько раз в день по инструкции взрослого. (В.И. Селиверстов)

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные — артикуляционные уклады различных фонем.

Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические. Каждое упражнение имеет свое название.

Статические упражнения:

  1. «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал.
  2. «Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении.
  3. «Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении.
  4. «Горка». Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении.
  5. «Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе.

Каждое из перечисленных упражнений выполняется четко, медленно.

Динамические упражнения:

  1. «Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет логопеда.
  2. «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку.
  3. «Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. В отличие от упражнения «Лошадка» язык не должен отрываться от нёба.
  4. «Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет взрослого.
  5. «Вкусное варенье». Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
  6. «Змейка». Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе.
  7. «Маляр». Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперед-назад.
  8. «Катушка». Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта. В отличие от упражнения «Горка» язык в форме валика перемещается вперед-назад.

Правила выполнения артикуляционной гимнастики:

- Проводить артикуляционную гимнастику рекомендуется систематически, чтобы сформированные навыки закреплялись.

- Заниматься необходимо ежедневно по 5-10 минут. Каждое упражнение (динамическое) выполняется по 5-7 раз. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

- Хорошо выполнять упражнения перед большим зеркалом, где ребёнок будет видеть и себя, и вас.

В дальнейшем можно будет обходиться без зеркала. Но не забывайте, что ребёнок овладевает речевыми навыками, подражая взрослым. Поэтому чаще показывайте ребёнку, как делать то или иное движение, приучайте его смотреть на взрослого и подражать ему.

- Следите, чтобы ребёнок выполнял упражнения без напряжения, медленно, плавно, чётко.

- Не раздражайтесь и не показывайте своего огорчения, если у ребёнка не получается какое-то упражнение.

- Похвалите за старание и вселите надежду в успех, который придёт, если терпеливо тренироваться ежедневно.

- Если движения в процессе выполнения становятся неточными, хаотичными лучше закончить занятие, так как ребёнок устал.

- При выполнении всех упражнений следите за тем, чтобы у ребёнка работали только те мышцы, которые необходимы для совершения движения. Ребёнок не должен делать лишних движений – округлять глаза, поднимать плечи и совершать синхронные движения другими речевыми мышцами.

- Абсолютной точности движений сразу добиваться не нужно. Если какое-то движение у ребёнка с первого раза не получается, пусть выполняет его приблизительно. Со временем действия будут совершенствоваться.

- На первых занятиях можно ограничиться двукратным выполнением упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы.

- При разучивании упражнений необходимо отработать с ребёнком 2–3 упражнения, а затем добавлять по одному.

- Целесообразно проводить артикуляционную гимнастику комплексами, по 4–5 упражнений.  

- Проводить артикуляционную гимнастику лучше в игровой форме, подражая, соревнуясь или изображая кого-либо. Подходите к выполнению упражнений творчески.

Оставить комментарий: