Как заниматься с ребёнком дома
Ребёнку с нарушенным звукопроизношением необходимо умело и вовремя помочь.
Участие родителей в речевой работе обязательно.
- Начинать следует с пальчиковой гимнастики.
- Затем выполните артикуляционные упражнения для язычка.
- Выполните несколько дыхательных упражнений (можно использовать подручные средства).
- Графические задания ребёнок выполняет самостоятельно под обязательным наблюдением взрослого (только карандашом).
- Задания по составлению предложений, рассказов, подбору нужных слов необходимо записывать со слов ребёнка, помогая ему, в рабочую тетрадь.
- Весь речевой материал необходимо прорабатывать с ребёнком ежедневно.
- Все задания по подбору и раскрашиванию картинного материала выполняются к понедельнику.
Для закрепления пройденного материала предлагается завести папку с файлами и тетрадь в клетку.
Творческий подход к выполнению заданий приветствуется!
Артикуляционная гимнастика
На начальном этапе для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи эффективна артикуляционная гимнастика.
При выполнении артикуляционной гимнастики следует соблюдать следующие требования:
- Занятия с ребёнком дома следует проводить ежедневно по 10-15 минут.
- Занятия проводите в спокойной доброжелательной обстановке.
- Хвалите ребёнка за каждое, даже небольшое достижение.
- Прежде, чем предлагать ребёнку выполнить артикуляционное упражнение выполните его сами перед зеркалом.
- Каждое движение выполняйте перед зеркалом, чтобы ребёнок мог контролировать правильность движения органов артикуляционного аппарата.
- Движения проводите неторопливо, ритмично, чётко.
- Инструкции давайте поэтапно, например: «улыбнись»; «покажи зубы»; «приоткрой рот»; «подними кончик языка вверх»; «постучи в бугорки кончиком языка».
- Необходимо следить за точностью артикуляционных движений, их достаточным объёмом, хорошей переключаемостью с одного движения на другое и целенаправленным выходом воздушной струи по середине языка.
- Чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действиями ребёнка).
- Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребёнка, имитируя движения языка.
Помните: гимнастика не должна ребёнку надоедать. Следите, чтобы он от неё не уставал.
В начале работы может быть напряженность движений языка, губ, постепенно скованность исчезнет, и движения станут свободными, координированными.
УРА! ЗВУК РОДИЛСЯ.
Отрабатываем его, используя предложенный речевой материал. Звук произносим протяжно, выделяя его для фиксирования правильного произношения. Стимулируйте ребёнка к использованию звука в самостоятельной речи, тактично исправляйте и почаще хвалите.
Помните! В нашем деле главное – это система! Занимайтесь ежедневно. Демонстрируйте успехи ребёнка всем знакомым. Чем больше и чаще ребёнок будет упражняться, тем скорее будет правильно и красиво говорить!
Совместная и регулярная работа поможет нашим детям быстрее пройти путь к Стране правильной речи. Если у вас возникнет необходимость пообщаться с логопедом (или такая необходимость возникнет у логопеда), он будет рад встрече в часы консультаций.