Развитие крупной (общей) моторики
Всё чаще, в последнее время, можно услышать о важности развития интеллектуальных и творческих способностей у детей при подготовке к школе. Но к сожалению, многие забывают, что также очень важно развитие крупной моторики.
Что же такое крупная моторика и почему она так важна?
Крупная или общая моторика – это любая двигательная активность ребёнка, в которой задействована работа крупных мышц тела: мускулатуры шеи, рук, ног, туловища.
Многие специалисты утверждают, что развитие интеллектуальных способностей дошкольника напрямую зависит от его физического здоровья.
Давайте рассмотрим, как крупная моторика способствует успеху подготовки ребёнка к школе:
- Крупная моторика – основа для развития у ребёнка способности к быстрым и точным движениям за счёт мелких мышц, то есть для мелкой моторики. Если мелкие мышцы рук плохо развиты, то труднее держать правильно ручку, карандаш или кисть для рисования.
- Хорошая координация движений очень помогает в развитии внимания и памяти – а это важнейшие условия для успешного обучения.
- Если ребёнок хорошо координирован, ловок и физически развит, он будет уверен в себе, в своих возможностях – а это уже половина дела при подготовке к обучению.
- В школе дети большую часть времени проводят за партой: следствием этого является ранний сколиоз. Хорошо развитые мышцы спины помогут его избежать.
- Когда ребёнок подбрасывает и ловит мяч, развивается движения глаз, которые неотрывно следят за мячом, что способствует развитию глазомера. Это понадобится для письма букв и цифр, чертежа фигур, при штриховке и закрашивание.
- Когда ребёнок выполняет физические упражнения, ему необходимо обдумывать свои движения. Это задействует оба полушария головного мозга. Работа разных полушарий потребуется в большинстве школьных предметов: чтобы придумать рассказ и записать его, представить и нарисовать сказочного героя, и т.д.
- Нельзя не отметить важной роли крупной моторики в развитии речи.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРУПНОЙ (ОБЩЕЙ) МОТОРИКИ
– Игры на детской площадке – лазание, качание на качелях, бег, прыжки, игра в классики, хождение по неустойчивым поверхностям, преодоление полосы препятствий, игры с элементами хватания и балансирования.
– Утренняя гимнастика (наклоны, приседание, ходьба, повороты, наклоны, хождение на руках, маршировать, упражнения с перекрестными движениями, стоять на одной ноге)
– Использование различных снарядов: мячи большие и маленькие, фитбол, скакалки, обруч.
– Игры в кегли, городки, вышибалы, баскетбол, футбол, волейбол, бадминтон, дартс.
– Детский транспорт: велосипеды, беговелы, машины с педалями, самокаты, ролики; коньки, лыжи, ледянки.
– Спортивные секции: плавание, прыжки на батутах, боевые искусства, танцы, художественная гимнастика, фигурное катание, скалолазание, конный спорт.
– Домашние обязанности: подмести пол, вытереть со стола, расставить игрушки, развесить или сложить белье.