Роль семьи в развитии речи ребёнка
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в раннем детстве. Все познавательные умения и навыки приобретаются первоначально ребёнком в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь детей формируется под влиянием речи взрослых, педагогического воздействия и условий жизни. Это влияние благотворно тогда, когда ребёнок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания о том, как следует говорить, живёт в здоровой обстановке.
Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых. Многие родители думают, что малышам не следует помогать, что это бесполезно, что ребёнок вырастет и сам научится говорить. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда ведёт за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни.
Очень важно, чтобы ребёнок с самого раннего возраста слышал речь правильную, на примере которой формируется его собственная речь.
Около 10 лет назад итальянские учёные выявили и начали изучать новую систему нервных клеток в мозге – систему зеркальных нейронов. Эти нервные клетки располагаются в различных структурах нервной системы и ответственны за функцию подражания. Когда маленькая обезьянка смотрит на мать, срывающую с дерева банан, она быстро обучается этому, не размышляя над тем, как залезть на дерево, какой лапой взять плод и т.д. Эти действия обеспечиваются подражательной функцией зеркальных клеток. Так и ребёнок начинает говорить, подражая взрослым: выполняет сложные двигательные навыки без детального обдумывания, задействуя только подражание. Более того, зеркальные клетки обеспечивают сопереживание, понимание настроения других людей, их намерений.
Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребёнка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми.
Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, чётко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.
Совершенно неуместна подделка под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи.
Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребёнка многие слова «долетают» искажённо («смори», вместо «смотри», «не бежи», вместо «не беги» и т.д.)
Особенно чётко нужно произносить незнакомые и длинные слова.
Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи.
Приучите малыша смотреть прямо на говорящего, тогда ему легче будет подражать артикуляции взрослого.
Наш мозг постоянно ищет события, которые часто повторяются. Информация об этих событиях поступает через зрительный и слуховой каналы, а также через обоняние, осязание и вкусовые рецепторы. Работа мозга заключается в том, чтобы распознавать и неврально кодировать эти сигналы, раскладывая их «по полочкам», чтобы потом понимать, что заслуживает внимания, а что нет. Новорождённый ребёнок может различать звуки всех языков мира и придавать им смысл, поскольку он не знает, какие из них будут значимы. Так, все дети от рождения являются» гражданами мира». Но очень быстро, в течение первых шести месяцев жизни, младенцы учатся различать только те звуки, которые важны в их родном языке, определённый набор фонем, и скоро теряют способность даже воспринимать звуки других языков, которые не используются в их родном.
Звуки речи могут рассматриваться в трёх основных аспектах:
- частота звука (высок он или низок);
- интенсивность (громкий он или тихий);
- длительность (долгий звук или короткий).
Имеются также частотные изменения, поскольку речь создаётся движениями рта, движениями артикуляционной мускулатуры. Как только ребёнок начинает слышать звуки окружающей среды, мозг приступает к самоорганизации: она происходит в соответствии со сложной, и в то же время очень простой пространственной моделью. Но гласные звуки бывают очень разными, они могут звучать на высоких или низких частотах. Важно и то, каким образом сложены губы. Работа мозга – соединить все необходимые признаки вместе, включая частоту, интенсивность, время и частотные изменения. Есть много слов (и много речевых звуков), которые различаются только одной или двумя акустическими чертами, и эти акустические признаки действительно важны.
Детям в период становления речи нравится чтение сказок, стихов, они охотно повторяют их, играют с рифмованными строками, поскольку они ритмичны. Ритм – очень важный аспект обучения, он учит слушать звуки, которые образуют слова и являются частью фонологического кода. Почему дети любят слушать одну и ту же сказку – снова и снова, опять и опять? Потому что повторение важно для развития мозга маленького ребёнка. Многие родители говорят: «Трудно поверить, но он хочет читать эту книгу каждый вечер!» Дети ищут эту повторяемость в звуках – вот почему рифмованные тексты так привлекательны для малышей.
Взрослые часто побуждают детей заучивать слишком трудный для них речевой материал, назойливо исправляют недостатки и неточности, излишне настойчиво требуют от ребёнка правильного произношения, применяя нетерпеливый и раздражённый тон, окрик, насмешки, передразнивание, что является непосильной для ребёнка данного возраста нагрузкой. Всё это мешает ребёнку выразить свои мысли, чувства, обижает его и ведёт к переутомлению физиологических механизмов речи и, как следствие, к закреплению речевых несовершенств.
Таким образом, чем больше родители разговаривают с детьми, побуждают их к широкому использованию речи (в игре, при выполнении поручений), поощряют стремление ребёнка говорить, терпеливо показывают хороший речевой пример правильного произношения, тем успешнее формируется и обогащается речь.