Формирование самоконтроля
В коррекционной работе над звукопроизношением введение нового звука в речь ребёнка становится процессом долгим и трудным, требующим от взрослых терпения, а от детей - усердия.
В силу того, что вновь выработанные нервные связи ещё слабы, ребёнок пользуется приобретённым звуком крайне нерегулярно, зачастую только на занятиях с логопедом. Поэтому так необходим навык самоконтроля за собственной речью с целью скорейшего избавления от речевого нарушения.
В словаре практического психолога приводятся следующие определения:
Самоконтроль - осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний.
Появление самоконтроля и его развитие определяется требованиями общества к поведению человека.
Самоконтроль выступает как компонент саморегуляции. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс.
Процесс нормализации речи и угасание патологического процесса возможны только при повышенном внимании ребёнка к речи окружающих и к своей собственной. Взрослым необходимо также внимательно следить за звукопроизношением детей и корректно исправлять ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Процесс автоматизации звуков протекает у некоторых детей очень сложно, самоконтроль за звукопроизношением бывает низким, иногда ребёнок быстро утрачивает приобретённый навык. Поэтому такая работа требует от взрослого терпения, такта, собранности, постоянной изобретательности. На помощь приходят игры.
Игра - основной вид деятельности дошкольников, способ познания окружающего мира. Будучи увлекательным занятием, она является важнейшим средством их воспитания и развития, не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности.
В игре дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры понадобилось бы много времени и усилий. Такая лёгкость образования речевых рефлексов в игре обусловлена не только эмоциональностью ребёнка, но и необходимостью соблюдения правил, алгоритмов деятельности и правильного звукопроизношения. Перед каждой игрой необходимо указывать на её цель.
В начале игры, давая установку на правильную, грамотную, чёткую речь, можно использовать такое стихотворение: "Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре громко, чётко говорим, никогда мы не спешим!"
Обучение контролю над речью происходит постепенно. Прежде чем начать формировать умение контролировать свою речь, нужно научить ребёнка контролировать чужую речь. Здесь можно использовать следующие игровые приёмы:
1. Формирование у ребёнка «детектора ошибок».
Ребёнку предлагается для анализа заведомо неправильная, ошибочная ситуация, которую он должен исправить.
2. Игры: "Заметь ошибку", "Поправь товарища", "Повтори моё задание своему соседу».
Активным приёмом формирования самоконтроля на раннем этапе являются хоровые и индивидуальные повторения. Именно они обеспечивают тренировку в формировании звуковой культуры речи.
Игры:
"Телефон" - предложить ребёнку игру произнести цепочку из слогов, слов или назвать ряд картинок. Таким же образом можно рассказывать чистоговорки, стихи, считалочки на отрабатываемые звуки.
- просто повтори;
- измени громкость голоса: тихо, громко (приём регуляции громкости голоса: ребёнку предлагается произнести цепочку из слогов и т.д.: 1- «тихо», 2- «громко», 3- «тихо» и т.д.);
- измени темп речи: медленно, быстро;
- измени тембр голоса: высоко, низко.
"Попугай" (для автоматизации звука или если ребёнок произнёс звук неправильно).
Взрослый просит ребёнка: "Повтори за мной 2-5 раз".
"Звезда" нужно повторить ряд слов за взрослым после инструкции: - "Сегодня ты будешь сам себя оценивать. Постарайся сам отыскать свои ошибки. Будь внимателен. Если ошибёшься - нажми кнопку. Постарайся, чтобы звонок не прозвонил ни разу".
"Придумай слово /предложение /чистоговорку" с заданным звуком.
Условные сигналы для ответа. При произнесении определённого речевого материала ребёнку нужно выделить изучаемый звук голосом, «нажать» на звук, показать рукой положение языка, «сжать кулачки» или хлопнуть в ладоши, т. д.
Для улучшения качества речи и формирования самоконтроля удачно использование разнообразных наклеек или фишек. За каждое правильно произнесённое слово ребёнок может взять понравившуюся фишку. В конце упражнения подсчитывается результат.
Желаем вам успеха!