Сайт учителя-логопеда

Родителям будущих первоклассников

Ваш ребёнок – будущий первоклассник!

Поступление в школу важный, знаменательный и ответственный момент, как для самого ребёнка, так и для его родителей.

Практи­ческий опыт  показывает, что не все дети готовы к безболезнен­ному и успешному вхождению в учебный процесс.

Все родители хотят помочь своему ребёнку преодолеть трудности в обучении,  а т.к. являются первыми и самыми важными воспитателями ребёнка многое могут сделать.

Поэтому рассмотрим, что такое готовность ребёнка к школе.

Готовность ребёнка к школе – это комплексное понятие, включающее в себя качества, способности, навыки и умения, которыми в силу наследственности, развития и воспитания обладает ребёнок к моменту поступления в школу и которые в сочетании своем определяют уровень адаптации, успешности ребёнка в школе, которая не исчерпывается только отличными и хорошими оценками по всем или ряду предметов, но делают ребёнка абсолютно-вполне-невполне-частично-совершенно не удовлетворенным своим статусом школьника.

Говоря о готовности к школе, подразумевается совокупность интеллектуальных, физических, эмоциональных, коммуникативных, личностных качеств, помогающих ребёнку максимально легко и безболезненно войти в новую школьную жизнь, принять новую социальную позицию «школьника», успешно освоить новую для него учебную деятельность и безболезненно и бесконфликтно войти в новый для него мир людей. 

 

Интеллектуальная готовность – это в первую очередь ребёнок, обладающий любознательностью и пытливым умом (познавательная активность, умение наблюдать, рассуждать, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, делать выводы).

  • Развитие мыслительных процессов: способность обобщать, сравнивать предметы, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы;
  • Умственная активность ребёнка;
  • Познавательные интересы;
  • Общая осведомленность (знания и умения);
  • Сформированность предпосылок учебной деятельности (учебные действия).

 

Личностная готовность – это умение понять и принять свои новые обязанности, найти своё место в новом для него школьном распорядке жизни, иметь новый уровень свободы и ответственности.

  • Сформировать внутренние позиции школьника;
  • Способность к адекватной самооценке;
  • Умение соподчинять мотивы поведения;
  • Позитивное отношение к учителю и сверстникам, и к самому себе как ученику.

 

Эмоциональная готовность – это совокупность качеств, которые позволяют ребёнку преодолевать эмоциональную неуверенность, различные блокады, которые мешают воспринимать учебные импульсы или ведут к тому, что ребёнок замыкается в себе.

  • Способность выдерживать нагрузки;
  • Способность выдерживать разочарования;
  • Не бояться новых ситуаций;
  • Уверенность в себе и своих силах.

 

Социальная готовность – это обладание умениями и навыками необходимыми ребёнку для сосуществования в коллективе. Она тесно связана с эмоциональной.

  • Умение влиться в коллектив, приняв его правила и законы;
  • Умение соотносить свои желания и интересы с потребностями и интересами других членов коллектива;
  • Конструктивно решать конфликтные ситуации;
  • Умение налаживать отношения со взрослыми.

 

Коммуникативная готовность:

  • Способность устанавливать взаимоотношения со сверстниками;
  • Способность к совместной деятельности;
  • Отношение к учителю как общественному взрослому.

 

Волевая готовность:

  • Чёткое выполнение правил поведения;
  • Способность к подчинению правилам и требованиям взрослого;
  • Самостоятельная организация своей деятельности.

 

Мотивационная готовность – это желание ходить в школу, приобретать новые знания, желание занять позицию школьника.

  • Положительное отношение к школе и желание учиться;
  • Наличие познавательных интересов;
  • Наличие познавательных мотивов.

 

Моторная готовность – это способность воспринимать своё тело, ощущать и произвольно направлять движения (владеть внутренней подвижностью), выражать при помощи тела и движения свои импульсы.

  • Координация системы «рука–глаз», ловкость пальцев и рук;
  • Способность проявлять собственную инициативу и активность;
  • Воспринимать равновесие, тактильные и кинестетические ощущения;
  • Уметь воспринимать препятствия и активно взаимодействовать с ними.

 

Когнитивная готовность считается основной формой готовности к школе, играет хоть и не основную, но все же весьма существенную роль.

  • Способность к концентрации внимания в течение некоторого времени;
  • Краткосрочная слуховая память, понимание на слух, визуальная память;
  • Любознательность и интерес к учению;
  • Логически связное мышление, способность усматривать взаимосвязи и закономерности;
  • Определенный уровень развития всех психических познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, речи).

 

Речевая готовность:

1. Состояние звукопроизношения.

Ребёнок должен выговаривать все звуки.

2. Состояние фонематических процессов.

Это подразумевает умение ребёнка различать отдельные звуки на слух (фонематический слух), уметь определять первый, второй, третий и т.д. звук в слове (фонематический анализ), уметь самому придумывать слово на заданный звук, из звуков составлять слово, посчитать количество звуков (фонематические представления), уметь различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, вы-вы-фы, са-ша-ша и др.

3. Состояние грамматического строя.

Умение пользоваться разными способами словообразования (стул - стульчик), словоизменения (дерево – деревья), согласования (желтое яблоко), управления (вышел из школы, рассказал о брате).

4. Состояние слоговой структуры слова.

Ребёнок умеет безошибочно произносить многосложные слова типа: велосипедист, экскурсовод и т.д.

5. Состояние словарного запаса.

Хорошо ориентироваться следующих разделах (наиболее сложных): времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные слова.

Словарь ребёнка, поступающего в школу, содержит примерно от 3 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10 тысяч слов. Преобладают в словаре существительные, глаголы, качественные прилагательные, наречия.

6. Состояние связной речи.

Умение отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картине (серии картинок), из собственного опыта, составлять предложения из предложенных слов, слов расположенных в беспорядке.

7. Состояние мелкой моторики.

Мелкая моторика должна быть достаточно развита в этом помогут пальчиковые игры, лепка, мозаика, аппликационные работы.

8. Состояние пространственных функций.

Умение определять «право-лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях.

9. Состояние коммуникативной функции.

Умение обещаться с детьми, взрослыми, а также умение слушать и выполнять инструкции.

 

Итоги:

Итак, к шести годам ваш ребёнок:

- Обладает словарем около 4000 слов.

- Практически все звуки родного языка произносит правильно.

- Умеет рассказывать и пересказывать, причем пытается выразить свое отношение к рассказываемому.

- Помнит и может описать прошедшие события.

- Пользуется сложными предложениями.

- Употребляет все части речи.

- Использует абстрактные и отвлеченные понятия.

- Различает и дифференцирует звуки речи.

Если ребёнок читает: Чтение должно быть плавное, послоговое, ребёнок понимает прочитанное.

Письмо печатными буквами, нет зеркально написанных букв.

 

Помните! Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению.

 

Если имеются проблемы – не огорчайтесь.

Главное – своевременное выявление и раннее начало коррекционных мероприятий.

Желаем успеха!

Оставить комментарий: