Сайт учителя-логопеда

Рекомендации по речевому развитию на летний период

1. Выполняйте артикуляционную гимнастику.

2. Упражнения для развития речевого дыхания:

- выдувать мыльные пузыри, дуть на одуванчики;

- надувать шарики, надувные игрушки;

- дуть в соломинку, опущенную в стакан с водой;

- сдувать ватку с ладошки, дуть на карандаш, лежащий на столе;

- играть на духовых музыкальных игрушечных инструментах (дудочки, свистульки, гармошки).

3. Упражнения для развития общей и мелкой моторики рук:

- выполнять массаж пальчиков, упражнения для пальчиков;

- лепить из пластилина, глины, раскрашивать, штриховать, обводить по контуру;

- вырезать ножницами геометрические фигуры, выполнять аппликации;

- расстегивать, застегивать пуговицы, застежки молнии, шнуровать, завязывать бантики.

4. Упражнения для развития фонематического слуха и слоговой структуры слова:

- «Поймать» заданный звук среди других звуков.

- Назвать слово на заданный звук.

- Назвать первый (последний) звук в заданном слове.

- Определить место заданного звука в слове (в начале, середине, конце).

- Назвать в заданном слове только гласные звуки.

- Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.

- Определить количество слогов в слове и их последовательность. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1?2?3?)

- Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).

5. Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи - упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много сады, гулял где за садом, много это глаза а один, много это уши а одно, одна конфета а шесть и т.д.)

Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы и т. д.):

- Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький, маленькая куколка, а большая,

- Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью, воду наливают, а соль

- Назови детёнышей животных: кто у медведицы медвежата, у коровы -, у слонихи -, у овцы - и т.д.

- Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.

- У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.

- Если днём жара, то день жаркий, а если мороз -, ветер -, дождь - и т.д.

- Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребёнка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»). Начать предложение, а ребёнок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.

 6. Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка

- Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.

- Сочиняйте стихи, рифмы.

- Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.

- Игра в слова: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»

- Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.

 7. Упражнения на развитие связной речи

- Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.

- Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.

- Расспрашивайте о важных для него событиях.

- Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.

- Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.

- Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составляйте предложений по заданным словам и т.д.

- Читайте книги, журналы; учите стихи, отгадывайте и заучивайте загадки; читайте рассказы и сказки, пересказывайте их; составляйте рассказы по картине, о предмете, о явлении природы, о животном и т.д.

 

Если возникли вопросы, Вы всегда можете задать их.

Желаем приятного отдыха и успехов в воспитании и развитии Вашего ребёнка!

 

Оставить комментарий: