Речевые нарушения
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
Речевые нарушения самостоятельно не исчезают, а со временем лишь закрепляются. При этом речь не соответствуют возрасту говорящего и требуется определенная логопедическая помощь.
ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ
Под причинами отклонений в развитии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего тератогенного (неблагоприятного, повреждающего) фактора, который определяет специфику поражения и нарушения развития психомоторных функций.
В зависимости от времени воздействия патогенных факторов выделяют перинатальную (внутриутробную), натальную (повреждение при родах), постнатальную (воздействие различных неблагоприятных факторов после рождения) патологию.
В перинатальный период развития на организм будущего ребёнка могут воздействовать следующие тератогенные факторы:
- Наследственные (генные и хромосомные заболевания)
- Гипоксические (внутриутробное голодание)
- Травматические (внутричерепные кровоизлияния)
- Биологические (воздействие вирусов, бактерий, простейших)
- Химические (бесконтрольный прием лекарственных препаратов, влияние алкоголя, никотина, наркотических препаратов, экологическое состояние окружающей среды, гипервитаминозы, авитаминоз, недостаток микроэлементов)
- Радиоактивные (облучение)
- Иммунологические (несовместимость по К.Н и антигенам крови матери и плода)
- Социально-психологические (стрессы, депрессии, страхи)
- Заболевания матери во время беременности (острые и хронические)
Острые заболевания чаще всего бывают инфекционными, в том числе ОРВИ, грипп, «детские инфекции», листериоз, токсо-плазмоз, сифилис. Среди хронических заболеваний наиболее опасны для развивающегося организма эндокринные заболевания матери (сахарный диабет, гипотериоз и др.)
В момент родов на плод воздействуют следующие тератогенные факторы:
- Травматические:
родовая травма (повреждения головного и спинного мозга; внутричерепные кровоизлияния; парезы рук, диафрагмы, мимической мускулатуры; отек мозга, ишемия тканей мозга)
акушерско-гинекологическая патология
- Асфиксические (кислородное голодание плода во время родов)
- Недоношенность
В постнатальный период развития ребёнка возможно влияние следующих тератогенных факторов:
- Наследственные (проявляющиеся в период становления речи)
- Травматические (открытые и закрытые черепно-мозговые травмы)
- Биологические (нейроинфекции, вирусные инфекции)
- Соматические (ослабленность, ЧПЗ, хронические заболевания)
- Химические
- Социально-психологические (условия воспитания в семье)
Ребёнку с нарушением речи могут быть поставлены следующие диагнозы:
- Задержка речевого развития (ЗРР)
- Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)
- Общее недоразвитие речи (ОНР)
- Дислалия
- Дизартрия
- Алалия
- Ринолалия
- Заикание
- Дисграфия
- Дислексия