Сайт учителя-логопеда

Речевые нарушения

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

Речевые нарушения самостоятельно не исчезают, а со временем лишь закрепляются. При этом речь не соответствуют возрасту говорящего и требуется определенная логопедическая помощь.

 

ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

Под причинами отклонений в развитии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего тератогенного (неблагоприятного, повреждающего) фактора, который определяет специфику поражения и нарушения развития психомоторных функций.

 

В зависимости от времени воздействия патогенных факторов выделяют перинатальную (внутриутробную), натальную (повреждение при родах), постнатальную (воздействие различных неблагоприятных факторов после рождения) патологию.

 

В перинатальный период развития на организм будущего ребёнка могут воздействовать следующие тератогенные факторы:

  • Наследственные (генные и хромосомные заболевания)
  • Гипоксические (внутриутробное голодание)
  • Травматические (внутричерепные кровоизлияния)
  • Биологические (воздействие вирусов, бактерий, простейших)
  • Химические (бесконтрольный прием лекарственных препаратов, влияние алкоголя, никотина, наркотических препаратов, экологическое состояние окружающей среды, гипервитаминозы, авитаминоз, недостаток микроэлементов)
  • Радиоактивные (облучение)
  • Иммунологические (несовместимость по К.Н и антигенам крови матери и плода)
  • Социально-психологические (стрессы, депрессии, страхи)
  • Заболевания матери во время беременности (острые и хронические)

Острые заболевания чаще всего бывают инфекционными, в том числе ОРВИ, грипп, «детские инфекции», листериоз, токсо-плазмоз, сифилис. Среди хронических заболеваний наиболее опасны для развивающегося организма эндокринные заболевания матери (сахарный диабет, гипотериоз и др.)

 

В момент родов на плод воздействуют следующие тератогенные факторы:

  • Травматические:

родовая травма (повреждения головного и спинного мозга; внутричерепные кровоизлияния; парезы рук, диафрагмы, мимической мускулатуры; отек мозга, ишемия тканей мозга)

акушерско-гинекологическая патология

  • Асфиксические (кислородное голодание плода во время родов)
  • Недоношенность

 

В постнатальный период развития ребёнка возможно влияние следующих тератогенных факторов:

  • Наследственные (проявляющиеся в период становления речи)
  • Травматические (открытые и закрытые черепно-мозговые травмы)
  • Биологические (нейроинфекции, вирусные инфекции)
  • Соматические (ослабленность, ЧПЗ, хронические заболевания)
  • Химические
  • Социально-психологические (условия воспитания в семье)

 

Ребёнку с нарушением речи могут быть поставлены следующие диагнозы:

 

  • Задержка речевого развития (ЗРР) 
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) 
  • Общее недоразвитие речи (ОНР) 
  • Дислалия 
  • Дизартрия 
  • Алалия 
  • Ринолалия 
  • Заикание 
  • Дисграфия 
  • Дислексия

Оставить комментарий: